Последнее десятилетие XIX века отмечено большими изменениями в жизни курорта у горы Железной.
В июне 1891 года приступили к строительству самого крупного и самого современного государственного ванного помещения. Рядом с курортом начали укладывать железнодорожное полотно от станции Минеральные Воды до Кисловодска. Проект железной дороги разработал талантливый инженер-путеец И. Д. Иноземцев. Его имя ныне носит крупный курортный поселок в пригороде Железноводска, а также железнодорожная станция, на которой сохранился бывший дом инженера. Это помещение родственники Иноземцева в советское время передали под корпус педагогического училища.
Летом 1893 года близ бывшей базарной площади рабочие Кавминвод закончили строительство ванного здания. Выполненное по проекту П. Ю. Сюзора в «мавританском» направлении эклектики, это сооружение по красоте, отделке и бальнеологическим приспособлениям не уступало ваннам лучших курортов Западной Европы. Минеральная вода подавалась сюда из источников № 1 и № 2 самотеком. Стоимость строительства обошлась в 180 тыс. рублей. Газета «Северный Кавказ» в мае 1894 года сообщала «На Железноводской группе Кавказских минеральных вод 20-го мая, в присутствии... правительственного комиссара, почетного лейб-медика И. В. Бертенсона, врачей и многочисленной публики происходило открытие нового ванного здания. В день освящения здания лицами, собравшимися на молебствие, было выражено единодушное желание ходатайствовать о присвоении этому зданию имени М. Н. Островского, в виду его забот о Кавказских Минеральных Водах». В конце летнего сезона на страницах той же газеты были опубликованы интересные сведения. Благодаря увеличению пропускной способности бальнеологических сооружений, курорт Железноводск принял 1394 человека. В том же году здесь функционировало 20 горячих и холодных минеральных источников и кумысолечебное заведение.
По мере укладки железнодорожной линии по ней начинают ходить поезда с курортной публикой. Летом 1893 года их курсировало 7 пар, с 17 мая 1894 года поезда были пущены до конечной станции Кисловодск с остановками на станциях: Железноводской, которая находилась в б верстах от курорта, Пятигорской, Ессентукской. В 1895 году по минераловодской ветке ходило уже до 12 пар поездов в день.
Железноводская станция, расположенная на 160 метров ниже курорта, имела прямое экипажное сообщение с Железноводском по новому лесному шоссе. В 1895 году Управление Владикавказской железной дороги утвердило проект постройки железнодорожной ветки к центру курорта. Решался вопрос о более удобной тяге: электрический трамвай или паровозы. Пока он решался, публике путь от Минеральных Вод до Железноводска обходился недешево: до станции Железноводской лечащиеся ехали в железнодорожных вагонах разного класса и платили от 21 до 53 копеек за 14 верст, а затем пересаживались в четырехместные фаэтоны и до курорта платили еще от 20 до 40 копеек за проезд по шоссе.
Смирновский источник
обсудить статью на форуме - - 6304636