Населенный пункт имел малоприглядный вид. Известный краевед Г. Прозрителев, побывавший здесь в начале столетия, сообщал в записках, что «все на курорте грязновато, улицы не метутся, тротуаров нет, во дворах грязь».
Однако внимание краеведа привлекает и «новинка» на Кавминводах —деятельность Горного общества. Он пишет: «Новинку курортной жизни составляют экскурсии, устраиваемые местным Горным обществом». Управление Кавминвод к этому времени выделило небольшую сумму на оборудование прогулочных и экскурсионных дорог в окрестностях курортов. В «Ежегоднике Кавказского горного общества» сообщалось: «На поддержание в исправном виде дороги от Кисловодска до Бермамыта общество получило от Управления вод субсидию в размере 200 рублей, и, кроме того, в распоряжение председателя общества О. А. Чечотта было отпущено 650 рублей на улучшение дороги на вершину Бештау со стороны Пятигорска и разработку подъездной дороги к той же горе со стороны Железноводска».
В летний сезон 1907 года на Кавминводах лечились представители различных социальных групп. Исследования показывают, что крупные помещики, дворяне, купцы составляли 41,9 процента, средняя буржуазия,, кулаки, казаки, зажиточные крестьяне — 23,8 процента, офицеры—10,5 процента, учителя, учащиеся, медики, представители различных наук—10,5 процента, чиновники— 11,9 процента, духовенство —1,2 процента, низшие чины —0,2 процента.
В августе курорт был обеспокоен шумихой вокруг приезда Эмира Бухарского. Больше всего этого супер-богача заботило строительство его собственной дачи у подножья горы Железной по проекту архитектора В. Н. Семенова, составленному в 1904 году. В «Отношении временного генерал-губернатора об устройстве подъездной дороги к даче Эмира Бухарского на Железноводской группе Кавказских Минеральных вод» подписанного в 1908 году, подчеркивалось: «Его Высочеством приступлено к постройке дачи и служб. Для облегчения доставки на участок строительных материалов, а также для удобного экипажного к нему подъезда необходимо иметь благоустроенные подъездные дороги. Первоначальное устройство таких дорог по казенной территории группы, вплоть до границ участка его высочества, казалось бы, должно подлежать выполнению средствами и распоряжением казны, так как в противном случае собственник Высочайше пожалованного земельного участка был бы лишен фактической возможности пользоваться самим участком за отсутствием удобных к нему подъездов. Так смотрит на этот вопрос и сам Эмир Бухарский... С этой уверенностью, что дорога будет выполнена к апрелю этого года, он и выехал из Железноводска в августе прошлого года... Весь расход на постройку двух подъездных дорог — нижней главной и верхней обходной — необходимых как для дачи... так и для самой группы Железноводска, определяется общей суммой в 3000 рублей».
В это же время население хутора Железноводского страдало и от нехватки пресной питьевой воды и от протекавшей по одной из улиц отработанной минеральной воды. Хуторской сход обратился с просьбой в управление вод, в которой шел на любые условия, лишь бы жителям провели водопровод: «...Во избежание ущерба, причиняемого жителям хутора спуском отработанной воды и тамбуканской грязи из ванных зданий Железноводской группы по ручью, идущему через хутор, водопровод от Бештаугорского водовода до хутора должен быть проведен за счет Управления вод. Ежедневно бесплатно хутору отпускать одну тысячу ведер воды, а за остальные две тысячи ведер хуторяне обязались платить по 1/10 копейки за ведро... По устройству водопровода хуторяне никаких претензий к спуску отработанной воды с тамбуканской грязи не будут иметь».
Жители просили по 50 ведер в сутки на одно хозяйство. К маю 1908 года Управление вод построило водопровод, представляющий нитку из однодюймовой трубы.
Розлив минеральной воды
обсудить статью на форуме - - 6304378