Теперь управляющим компаниям придется раскрыть большинство «профессиональных» секретов. К этому их обязало правительство РФ, в сентябре утвердившее своим постановлением № 731 стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В течение двух месяцев с момента вступления в силу этого постановления, то есть к концу декабря, управляющие компании обязаны обнародовать информацию о своей деятельности. Предусмотрено несколько способов для этого. Во-первых, это размещение на официальном сайте управляющей компании, если таковой имеется, или интернет-ресурсе соответствующего органа власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Во-вторых, в официальных печатных СМИ, в которых публикуются акты органов местного самоуправления территории, где организация осуществляет деятельность. В-третьих, для этих целей используются информационные стенды в помещении организации; она также должна давать ответы на запросы, поданные в письменном или электронном виде.
Какие сведения подлежат раскрытию? Прежде всего это общая информация об управляющей организации, то есть сведения о государственной регистрации; почтовый и фактический адрес, контактные телефоны и режим работы. Также УК предоставляет перечень многоквартирных домов, находящихся в ее управлении, с указанием адресов и общей площади помещений в них и, что немаловажно, список домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты с указанием причин. Последнее, согласитесь, может стать своеобразной подсказкой потребителю. Учитывая эту информацию, он в состоянии делать какие-то выводы о работе конкретной УК. То же можно сказать и об информации о фактах привлечения компании к административной ответственности, которые также в обязательном порядке должны быть обнародованы. Далее – открываются сведения о членстве в саморегулируемой организации или других профессиональных объединениях.
Раскрытию подлежат годовая бухгалтерская отчетность управляющей организации, сведения о доходах и расходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами. Это делается для того, чтобы собственники понимали, на что тратились их деньги. Все расходы должны быть «разложены по полочкам» по каждому многоквартирному дому. Скажем, ремонт подъезда – одна сумма, текущий ремонт кровли – другая, зарплата дворнику – третья и т. д.
Помимо этого раскрытию подлежит информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, которые управляющая компания покупает у ресурсо-снабжающих организаций с указанием конкретных поставщиков.
Управляющие компании не хотят заниматься оказанием коммунальных услуг, поскольку это не приносит им прибыли, но позиция федерального центра однозначна: на границе дома энергоресурс должна встретить именно УК. Она же обязана проконтролировать его соответствие – по качеству и объему – установленным нормам. Должен быть посредник между обывателем, который не разбирается в тонкостях функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства, и поставщиками. Этот посредник должен держать руку на пульсе снабжения многоквартирных объектов водой, теплом, электричеством и газом и контролировать, до нужной ли температуры нагревается вода, нет ли серьезных сбоев в освещении и т. д. В этом и состоит смысл управления домом. Именно с раскрытием информации о ценах, по которым приобретаются энергоресурсы, станет ясно, какие компании на самом деле управляют вверенным им жилфондом, а какие только прикрываются вывеской УК, на деле занимаясь лишь обслуживанием.
Безусловно, в дальнейшем эта сфера будет все больше упорядочиваться. Уже сегодня федеральный центр рассматривает варианты осуществления контроля за деятельностью управляющих компаний. Сейчас разрабатываются правила, стандарты оказания услуг, обсуждаются механизмы применения штрафов и т. д. Уже в недалекой перспективе мы ожидаем перехода этого сегмента рынка к корпоративной ответственности. Иными словами, если УК хочет работать, ей необходимо будет вступить в саморегулируемую организацию (СРО). Что это даст? Сегодня компании самостоятельно решают, какие услуги предоставлять и сколько платить, например, тому же дворнику. Отсюда и разброс цен, и путаница. Впоследствии установлением правил игры – единых для всех – будут заниматься именно СРО – своеобразные цеха профессионалов.
Более того в крае создана и зарегистрирована СРО «Северо-Кавказский жилищно-коммунальный центр «Гарант». В нее вошли 27 управляющих компаний из Железноводска, Минеральных Вод, Кисловодска, Георгиевска, Пятигорска и Ставрополя. По сути, это те компании, которые двигали в крае реализацию 185-го Федерального закона, самые активные и прогрессивные. Комитет Ставропольского края по ЖКХ активно сотрудничает с этой организацией. Мы заинтересованы в том, чтобы в регионе наконец определились правила игры в сфере управления жилфондом. Кроме того, СРО – орган, который может повлиять на того или иного игрока на этом рынке, что тоже очень ценно. Ведь комитет как орган исполнительной власти в большинстве случаев вправе лишь выдавать рекомендации управляющей компании. А жалобы на их деятельность к нам приходят практически ежедневно.
СРО «Северо-Кавказский жилищно-коммунальный центр «Гарант» только начинает работать. Но первые результаты уже видны. В частности, разработаны стандарты и правила предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами, которых должны придерживаться ее участники. Недавно я присутствовала на собрании членов СРО. Честно скажу, было очень приятно видеть живое обсуждение актуальных вопросов отрасли. Значит, постепенно у нас формируется круг профессионалов. Да, членство в СРО пока не является обязательным условием для управляющих компаний. Сегодня в нее вступают по желанию, потому и участников пока не так много. Однако в недалеком будущем, я уверена, их число серьезно вырастет. Хотелось бы, чтобы СРО стала краевой организацией, члены которой хорошо знают друг друга, работают в одном поле, чтобы ставропольские компании не уходили в СРО других регионов. Только так можно будет систематизировать этот рынок.
обсудить статью на форуме - - 6921536