Среди многочисленных российских литературных премий "Большая книга", пожалуй, одна из самых престижных, хотя существует она всего ничего, будучи учрежденной совсем недавно - в ноябре 2005 года. Ее отличают несколько весьма примечательных особенностей. В первую очередь, самая высокая в денежном выражении премиальная награда - более пяти миллионов рублей. По итогам голосования определяется не только лауреат, но и два других призера, занимающих соответственно второе и третье места. К конкурсу допускаются наряду с художественными произведениями сочинения в жанре non-fiction - литература факта и документа. Наконец, при вынесении окончательного решения специальным жюри, кого объявить победителем в очередной раз, учитывается мнение читателей, отдающих свои голоса конкретному номинанту. Немаловажен и тот факт, что премиальный выбор тяготеет к созданиям ярко выраженной реалистической ориентации.
Начиная с 2008 года организаторы премии успешно реализуют проект "Большая книга": встречи в провинции" совместно с федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации и некоммерческим фондом "Пушкинская библиотека", привлекая к поездкам авторов-лауреатов и номинантов премии за различные годы. Мероприятия такого рода, сопровождаемые неизменно волной общественного интереса, уже прошли в Калининградской, Челябинской, Архангельской, Томской, Мурманской, Новосибирской и Курской областях.
Теперь настал черед и Ставропольского края. На предложение руководителей акции активно откликнулись министерство культуры края и Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова, предложившая гостям провести встречи в эти июньские дни с читателями не только в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Минеральных Водах, но, что примечательно, в сельских библиотеках Курсавки и станицы Марьины Колодцы.
В пятигорской же Центральной библиотеке им. М. Горького собрались местные литераторы, студенты и преподаватели вузов, библиотекари, журналисты, наиболее активные читатели разных поколений, чтобы пообщаться с представителями столичной литературной элиты.
Возглавившая небольшой писательский коллектив генеральный директор фонда "Пушкинская библиотека" Мария Веденяпина сформулировала сверхзадачу проекта: привлечение читательского и общественного внимания к лучшим произведениям современных авторов, содействие развитию литературных процессов в регионах.
Главный редактор издательства "АСТ", публикующего книги участников премии "Большая книга", Елена Шубина рассказала о принципах отбора для печати тех или иных текстов и подробно охарактеризовала недавно обнародованные биографические исследования Аллы Марченко об Анне Ахматовой и Михаиле Лермонтове, которые она передала в дар библиотеке.
Надо сказать, что развернутая в зале небольшая (около полусотни образцов) выставка издательской продукции по-настоящему впечатляла высоким профессиональным уровнем публикаций, их жанровым и стилевым разнообразием.
Что касается собственно писателей, то их наличествовало двое - Андрей Балдин и Алексей Варламов.
Если Балдин известен только искушенным любителям литературного творчества, ибо опубликованные им книги "Протяжение точки" (2009) и "Московские праздные дни" (2010) к художественной словесности отношения не имеют и носят, условно говоря, философско-метафизический характер, то представитель среднего писательского поколения Варламов (родился в 1963 году) - фигура куда более заметная в общероссийском литературном контексте, и не случайно именно он привлек наибольшее внимание собравшейся аудитории. Если суммировать его вступительное монологическое высказывание и ответы на вопросы из зала (их было немало), то авторская позиция была определена четко и недвусмысленно.
Но чтобы понять, о чем шла речь, дадим небольшую справку о писателе. Первая публикация (в журнале "Октябрь", в рубрике "Неизвестные имена") относится к 1987 году. Затем написаны романы "Лох", "Затонувший колокол", "Купол" "Купавна", "11 сентября", повести "Здравствуй, князь!", "Рождение", "Дом в деревне", целый ряд рассказов. С 2003 года Варламов целиком переключился на создание писательских (и не только) биографий, регулярно выходящих в серии "Жизнь замечательных людей", - Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого, Михаила Булгакова (все они доступны пятигорским читателям, ибо имеются в книжном фонде ЦГБ). Сейчас он работает над жизнеописанием Андрея Платонова.
Художественное творчество Варламова, тесно связанное с русской классической реалистической традицией, неизменно обращено к современности с вполне внятным отсылом к прошлому нашей страны и зиждется на двух важнейших для автора принципах (цитирую по тексту интервью, данному писателем Захару Прилепину): "интересна любая жизнь, каждая замечательна и достойна описания"; "мы, кажется, еще до сих пор до конца не осознаем, сколь ужасную рану нашему историческому бытию, нашему генофонду нанесла советская власть".
Алексей Варламов лауреат нескольких литературных премий, в том числе и международных. Среди них самая почетная, конечно же, Солженицынская (2006).
Итак, его кредо - говорить "о времени и о себе". Состояние современной российской литературы ему представляется вполне достойным, он мог бы назвать, как минимум, три десятка интересных литературных имен.
Печально, что далеко не вся качественная литература доступна рядовому читателю из-за дороговизны книг, скудного их поступления в библиотеки, которые страдают хроническим недофинансированием. В какой-то мере книжный дефицит восполняется Интернетом, где "выложены" многие сотни писательских сочинений. Впрочем, наиболее воспринимаемая, как кажется Варламову, в таком формате главным образом поэзия.
Сосредоточенность в последнее время на находившихся в годы советской власти в тени биографиях художественно значимых личностях отечественной словесности объясняется появившейся наконец возможностью сказать о них правду, утаиваемую прежде, тем самым способствуя воссозданию литературного процесса прошлого в его объективном, истинном виде.
В качестве профессора МГУ и Литературного института (Варламов защитил докторскую диссертацию "Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе Пришвина") он стремится поделиться со студентами своим видением литературы и ее места в обществе, привить молодежи, насколько возможно, эстетический вкус, умении ориентироваться в безбрежном море книжного слова.
После почти двухчасового заинтересованного диалога пятигорские поэты и прозаики одарили московскую делегацию своими книгами в надежде, надо полагать, если и не быть отмеченными, то хотя бы оказаться замеченными.
обсудить статью на форуме - - 6919142