На днях в здании пятигорского краеведческого музея состоялась встреча членов дискуссионного клуба кафедры российской и зарубежной истории ПГЛУ, посвященная роли Алексея Ермолова в развитии Пятигорска и Кавминвод. Заседание вел заведующий кафедрой профессор Виктор Ермаков.
Доктор исторических наук, профессор Сергей Линец рассказал, что дискуссионный клуб «Что это было?» собирается два раза в месяц. Обсуждая те или иные события в отечественной или зарубежной истории, концентрируясь на спорных моментах, члены клуба стремятся приблизиться к истине, рассматривая проблему со всех сторон.
Немало вопросов вызвало выступление доктора исторических наук, профессора Юрия Клычникова, который коснулся как личности самого генерала Ермолова, так и результатов его деятельности на Кавказе.
Герой Отечественной войны 1812 года, Алексей Ермолов был назначен командующим Кавказским корпусом в 1816 году и занимал эту должность в течение почти 11 лет. Блестящий полководец и тонкий дипломат, Алексей Петрович был весьма популярен как в правящих кругах, так и среди солдат. «Проконсулом Кавказа» восхищались и посвящали ему строки своих произведений Пушкин и Лермонтов, Полежаев и Марлинский.
Однако, с точки зрения современных историков и публицистов, живущих в республиках Северного Кавказа, Ермолов - это «ястреб колониальных войн», «царский сатрап», разбойник и так далее.
Знакомые с генералом отмечали, что Алексей Петрович обладал дальновидностью и политическим чутьем. Он рассматривал Кавказ не как «проклятое Богом место», но как арену столкновения интересов различных государств, регион, способный принести России не столько экономические, сколько геополитические дивиденды. Ибо, по словам профессора Клычникова, Кавказ всегда был скорее расходной, чем доходной статьей бюджета России.
«Во времена Ермолова, - уточняет Юрий Юрьевич, - основой экономики горских обществ было преимущественно скотоводство, поскольку природно-климатические условия не позволяли эффективно заниматься земледелием. Кроме того, консервация их патриархально-родовых отношений не предполагала дальнейшего поступательного развития. Набеги для горцев стали компенсирующим экономическим фактором.
Известно, что имперская власть, вслед за завоеванием и присоединением новых территорий, ставила задачу их хозяйственного освоения, включения их в единое экономическое пространство России, а также несла перед новыми подданными вполне конкретные обязательства по их защите от нападений».
Кроме того, разбойные набеги были довольно выгодным мероприятием. Согласно историческим документам - «весь Кавказ обращен был в один невольничий рынок».
В 1804 г. Российская империя запретила здесь работорговлю. Но в действительности борьба с разбойниками сводилась лишь к отражению их действий.
Никаких превентивных мер не предпринималось. Однако Алексей Петрович придерживался принципа: «Ни один набег не должен остаться безнаказанным».
В путевых заметках А. С. Грибоедов писал: «На базаре, прежде Ермолова, выводили на продажу захваченных людей - ныне самих продавцов вешают».
Очевидно, что с позиций сегодняшнего дня было бы нелепо обвинять генерала в развязывании карательных действий против горцев. Не он инициировал набеги, сопровождавшиеся убийствами и разорениями, не он торговал заложниками. Перед «проконсулом» стояли задачи создания основ стабильности и модернизации Кавказа, перевода воинственной энергии сынов гор в мирное русло. Наступательная тактика генерала Ермолова включала в себя строительство дорог, баз, крепостей, создание «прослоек» между воинственными племенами. Вместе с тем Алексей Петрович привлекал на русскую государственную службу чеченцев, аварцев, кумыков и оказывал всемерную помощь и поддержку талантливым представителям горских народов, готовым отказаться от традиции разбоя в пользу просвещения. Он всячески поощрял развитие на Кавказе торговли и промышленности, улучшил Военно-Грузинскую дорогу. При нем создавались лечебные учреждения на минеральных водах, был основан город Пятигорск, а из крепости Кислой вырос Кисловодск.
«...Эти воды имеют не только местное значение, но громадное общественное для всей России, а не для одного лишь Кавказа», - считал Ермолов.
Немало сохранилось исторических документов, на которые, кстати, ссылались участники дискуссии, подтверждающие значительный вклад Алексея Петровича как в развитие курортов, так и в стабилизацию ситуации на Кавказе. А, следовательно, установка в Пятигорске памятника генералу Ермолову - весьма взвешенное, продуманное и своевременное решение благодарных потомков, по достоинству оценивших труды соотечественника.
По материалам газеты "Пятигорская правда"
обсудить статью на форуме - - 6919198