Северный Кавказ - самый сложный регион в стране с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления и обеспечения национальной безопасности России.
Действительно, на Северном Кавказе проживает сложное по своему этническому составу население, которое сохраняет языковую отличительность, некоторые традиционные системы хозяйствования и нормы социального поведения. Для большинства жителей России, в том числе и для нового поколения российских политиков, многое на Северном Кавказе кажется сегодня непонятным. Но так ли уж уникален этот регион и так ли уж радикально отличаются его жители от остальных россиян? Не слишком ли быстро забыта недавняя история, когда Владикавказ, Нальчик, Грозный, Теберда и многие другие города и маршруты были популярными в России местами как для работы, так и для проведения отпусков? Не припоминаются и особые жалобы советских людей (скорее, добрые слова) по поводу взаимоотношений с местным населением.
Позволю усомниться, что особая драматическая история, а тем более этнокультурный фактор являются причиной проблем и конфликтов в регионе.
Среда и ресурсы
О природной среде обитания и ресурсах региона чаще всего говорят в приподнятом тоне. На самом же деле богатыми природно-климатическими и минеральными ресурсами Северный Кавказ не обладает. Если не считать плодородные земли Ставропольского и Краснодарского краев, осетровых каспийского побережья и скромные запасы нефти Чечни и Ингушетии. Регион, особенно его горные и предгорные районы, ограничен в своих возможностях для современного эффективного хозяйствования. Климат той части Северного Кавказа, где расположены основные территории республик, не может считаться благоприятным и для агроэкономики. Северный Кавказ - это не Закавказье, где действительно благоприятная климатическая среда. Не случайно население на Северном Кавказе, особенно в горах и предгорьях, в прошлом жило трудно, если не считать элитные слои.
Казалось бы, в силу этого обстоятельства жители северокавказских республик обречены жить беднее в индустриальной стране, и этот разрыв может только возрастать в новых условиях. Как в Канаде нефтяная провинция Альберта живет на порядок лучше, чем бедные ресурсами приморские провинции (ситуация аналогичная по большинству стран мира), так и в России богатые ресурсами Якутия, Коми, уральские и сибирские регионы, казалось бы, должны жить лучше, чем Северный Кавказ. А в самом регионе жители плодородных земель и промышленных районов должны жить лучше, чем жители гор и предгорий. По крайней мере, именно так обстоит дело в других регионах мира, от стран Андской группы в Латинской Америке до британской Шотландии, китайского Тибета и горных районов Вьетнама. И уж если северокавказские республики - это "колониальная периферия" России, объект эксплуатации местных народов, то, безусловно, последние должны жить хуже и иметь ниже статус, чем те, кто, видимо, должен относиться к "колонизаторам".
По официальной статистике ситуация, может быть, так и выглядит, и ей даже можно найти подтверждение, если сравнивать некоторые горные села Дагестана и Чечни с жизнью в других районах Северного Кавказа. Но в целом положение другое, если сравнивать размеры жилых домов и их обстановку, количество автомобилей и другие показатели качества жизни с другими районами страны. Достаточно посмотреть на современные балкарские, ингушские и чеченские поселки и сравнить их с рязанскими или якутскими селами, и станет ясно, что социальная реальность отличается от статистики и пропаганды. И это, пожалуй, самая главная загадка Северного Кавказа, плохо понимаемая политиками и учеными.
Северный Кавказ живет не хуже, чем остальная Россия, если не брать в расчет недавний рывок Москвы по части жизненного благополучия. Потому что этот регион обладает самым мощным потенциалом - конкурентным человеческим материалом. Жизнь в бедном ресурсами регионе, но в большой стране выработала среди представителей северокавказских народов особые качества предприимчивости и жизненной соревновательности за благополучие и достойный статус. Несмотря на массовые репрессии и унизительные ограничения в отношении части северокавказских народов, среди нерусских жителей региона сложились психология и поведенческие нормы, ориентированные на социальное преуспевание. Это нашло отражение в мощном стремлении к образованию, к предпринимательству, к пространственной мобильности.
В 1960-1980-е годы северокавказские народы совершили самый разительный в истории скачок по пути модернизации и жизненного обустройства. Они по навыкам и психологии оказались более подготовленными к рыночным реформам и к свободному стилю жизненного поведения. Подготовив в своей среде многочисленный слой научно-гуманитарной и творческой интеллигенции, эта часть населения страны оказалась и более отзывчивой к идеологической либерализации и к политическому рынку.
Образование и мобильность позволили значительно увеличить роль северокавказцев в общегосударственной жизни, особенно в политике, культуре, науке. Их московская диаспора (термин крайне условный, ибо северокавказцы - это такие же полноправные москвичи) по своему статусу и по влиянию стала явно значимее, чем у представителей нерусских народов Сибири и даже Поволжья, и уступает, пожалуй, только украинской, еврейской и армянской, более интегрированным в русскую культуру, а значит, и более "спокойным", и менее этнически консолидированным. Наконец, северокавказцам удалось избежать такой формы социальной деградации, как массовое пьянство, которое разрушает русские деревни и малые города, да и не только русские, но также и среди народов Поволжья и Сибири. Пожалуй, только татары имеют подобное преимущество. Возможно, здесь сказалось воздействие исламской традиции.
Жизненные успехи этой части населения страны стали результатом, прежде всего, их собственных усилий, и они заслуживают уважения и поддержки. Но где-то в них же кроются и сегодняшние проблемы, вплоть до разрушительных конфликтов последних лет. Никто пока не обратил внимания на психологический сдвиг, который несет с собой даже относительное преуспевание и другие преимущества (вплоть до физического здоровья) одной части населения над другой.
В последние годы среди части местных мужчин появилось пренебрежение к тем, кто живет беднее и часто не имеет вузовского диплома или автомобиля. А уж когда российское телевидение растиражировало чеченских воинов в полных доспехах, выставив им фон из растерявшихся или нетрезвых "наших мальчиков", то психологический комплекс превосходства еще более окреп. А это, в свою очередь, привело к ослаблению у части населения общероссийской лояльности, поскольку в умах кавказцев Россия больше связывается с русскими, вернее, такой образ и навязывается извне.
В итоге установка на то, чтобы реализовать свои преимущества на путях большей интеграции и более высоких статусных позиций в общероссийском пространстве, оказалась слабее, чем ставка на радикальный вариант полного суверенитета на этнической основе. В сумятице геополитических трансформаций трудно было объяснить и северокавказцам, что большая страна и российский рынок обещают хорошую жизнь, гарантируют защиту от демодернизации и от безжалостных внешних манипуляций.
(продолжение следует)
По материалам газеты "Пятигорская правда"
обсудить статью на форуме - - 6664981